ИНО-Центр ИНО-Центр
поиск контакты обратная связь




Министерство образования РФ, АНО «ИНО — Центр (Информация. Наука. Образование.)», Институт им. Кеннана (США) при поддержке Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (CША), Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США), Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса), Россия, объявляют конкурс на создание межрегионального института общественных наук в Южном федеральном округе

Конкурс проводится в рамках совместной программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» Министерства образования РФ и АНО «ИНО-Центра (Информация. Наука. Образование.). Конкурс находится под патронажем Министерства образования РФ и финансируется консорциумом частных благотворительных фондов и Министерством образования РФ за счет бюджетных средств.

К участию в конкурсе приглашаются российские государственные университеты Южного федерального округа подведомственные Министерству образования Российской Федерации. Университет может подать только одну заявку для участия в конкурсе и получить грант в рамках данной Программы только один раз.

Заявки на конкурс принимаются до 14 марта 2003г. (включительно) .

Цели и задачи программы «Межрегиональные исследования в общественных науках»

Целью Программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» является мобилизация отечественных интеллектуальных и профессиональных ресурсов российского научного сообщества, восстановление научных связей, институциональная поддержка российских общественных и гуманитарных наук, более тесная интеграция российских ученых в мировое научное сообщество. Программа призвана помочь становлению российского научного сообщества в качестве неотъемлемого компонента гражданского общества.

Программа направлена на создание институциональных предпосылок для дальнейшего развития российских общественных и гуманитарных наук, а также:

  • Развитие региональных центров поддержки науки и образования — уникальных объектов системы образования;
  • восстановление и налаживание вертикальных и горизонтальных связей среди российского научного сообщества и развитие сотрудничества между российским научным и образовательным сообществом, деловыми кругами и органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • интеграцию российских ученых в мировое интеллектуальное сообщество;
  • внедрение современных научных методик и новых информационных технологий в научные исследования и обучение;
  • развитию профессиональных ассоциаций российских ученых.
  • укрепление связей между российскими учеными и их коллегами в странах СНГ;

Для решения этих задач Программа предполагает создание Межрегиональных институтов общественных наук (МИОН), которые обеспечили бы представителям российского научного и образовательного сообщества финансовую поддержку, помощь в укреплении их институтов, поддержу в распространении результатов исследований как в России, так и за рубежом, и содействие в формировании профессиональных сообществ.

Помимо создания МИОН в рамках Программы реализуются:

  • научные исследования
  • конкурсы индивидуальных и коллективных грантов на научные исследования в области общественных и гуманитарных наук;
  • конкурсы грантов на участие в конференциях и доступ к информационным ресурсам;
  • научно-практические семинары, конференции, публичные лекции и тематические «круглые столы»;
  • развитие инфраструктуры, необходимой для проведения исследований (поддержка библиотек и издательской деятельности, предоставляемая МИОН);
  • проекты, обеспечивающие распространение результатов российских исследований в области общественных и гуманитарных наук за рубежом.

Межрегиональный институт общественных наук (МИОН)

Цели и задачи МИОН

В течение трех лет, в рамках Программы были созданы восемь Межрегиональных институтов общественных наук на базе крупнейших региональных университетов.

Настоящий конкурс объявляется на создание девятого МИОНа в южном федеральном округе. МИОН являются важнейшими структурными единицами Программы. Предполагается, что МИОН постепенно превратятся в основные центры деятельности российских ученых и работников образования, работающих в различных областях общественных и гуманитарных наук. Кроме того, МИОН призваны обеспечить более тесное взаимодействие российских ученых с их коллегами за рубежом и в странах СНГ.

Каждый МИОН ведет научно-исследовательскую работу и имеет собственный междисциплинарный тематический профиль, обусловленный наличием научных кадров и академическими традициями базового университета. Этот тематический профиль должен стать основой для всероссийского и даже международного признания данного МИОН и привлекать ученых и исследователей со всей страны.

Тематические приоритеты деятельности МИОН

1. Проблемы российской модернизации (анализ различных исторических этапов социально-экономической модернизации России, движущих сил, препятствий, «моделей» модернизации; российская модернизация в сравнительной перспективе; вопросы социальной и политической мобилизации, издержки модернизации — политические, социальные, культурно-психологические, демографические, экологические и др., соотношение экономической модернизации и политической либерализации российского общества, модернизация и региональные диспропорции; российская урбанизация и проблемы деревни и малых городов; идеологические основы «догоняющего развития»; вопросы «социальной ответственности» бизнеса; Россия перед вызовом пост-индустриального общества).

2. Прошлое, настоящее и будущее институтов власти в России (исторический опыт строительства государства и государственных институтов в России; анализ различных структур исполнительной, законодательной и судебной власти на федеральном и региональном уровнях; проблемы конституционализма, федерализм и децентрализация власти, состояние и перспективы местного самоуправления; анализ «национальной идеи» и идеологии «государственничества» в исторической ретроспективе и в современной России, социальная и политическая база власти в России; проблемы коррупции и злоупотребления властью, перспективы создания эффективного демократического государства, регулирование социально значимых сфер — образования, здравоохранения, социального обеспечения).

3. Конфликты и их урегулирование (конфликтогенный потенциал в России и в современном мире в целом; трудовые, социальные, политические, идеологические, этнические конфликты, истоки и проявления религиозного и политического радикализма; международный терроризм; профилактика конфликтов, мониторинг и урегулирование; исторический опыт предотвращения и разрешения конфликтов в России; западная конфликтология и возможности использования ее потенциала в современной России, миротворчество — политические, правовые, экономические и военно-технические аспекты; роль международных организаций в урегулировании конфликтов на территории России).

4. Формирование политической системы в России (социальная база политических движений, роль и место политических партий; проблемы «неконсолидированной демократии» и гражданского общества, вопросы формирования национальной и региональных политических элит; роль средств массовой информации в политическом процессе, воздействие внешних факторов на политическое развитие России; новые информационные технологии и демократия в России; особенности политической трансформации России в сравнении с другими пост-советскими государствами и странами Центральной Европы; глобализация политических процессов и ее значение для России).

Направления деятельности МИОН

Основными направлениями деятельности МИОН являются:

  • проведение научно-исследовательских работ;
  • оказание содействия индивидуальным исследователям (творческим коллективам), получившим гранты в рамках Программы. Такое содействие включает в себя, прежде всего три компонента:
    • организационно-административную поддержку (проезд и размещение);
    • предоставление научных консультаций;
    • доступ к информационным источникам (библиотекам, архивам, Интернет);
  • вовлечение исследователей в научные мероприятия, проводимые МИОН (участие в семинарах и конференциях, публикации личных исследовательских работ и т.д.);
  • формирование профессионального научного сообщества в российских регионах;
  • проведение конференций, семинаров и «круглых столов»;
  • создание тематических библиотек, разработка и поддержка исследовательских баз данных;
  • предоставление информации о проводимых конкурсах, программах грантов и исследовательских проектах и оказание информационной и методологической поддержки участникам Программы;
  • помощь в распространении результатов исследований через заинтересованные местные, всероссийские и иностранные издания;
  • развитие и поддержка местных инициатив;
  • оказание организационно-административной поддержки иностранным и российским ученым.

Представляется крайне важным взаимодействие МИОН с аспирантурами и докторантурами базового университета, а также использование всего научного потенциала университета в деятельности МИОН

Организационная структура МИОН

Руководящими органами МИОН являются Попечительский Совет, Научный Совет и Дирекция.

Попечительский Совет МИОНа

Попечительский Совет МИОНа включает ректора принимающего университета а также видных представителей регионального образовательного, академического и общественно-политического сообществ (ректоры образовательных учреждений, представители академических институтов, региональные чиновники высокого ранга, руководители региональных СМИ и др.).

Попечительский Совет собирается не реже двух раз в год для обсуждения следующих вопросов:

  • взаимоотношения между МИОНом и «принимающим» университетом;
  • определение приоритетов МИОНа в контексте политического, интеллектуального и культурного развития региона;
  • исполнение бюджета МИОНа и определение бюджетных приоритетов на следующий год;
  • рекомендации Совету Программы по внесению изменений в ее формат;
  • координация усилий по привлечению дополнительного финансирования в МИОН;
  • обеспечение PR для МИОН

Научный Совет МИОНа состоит из экспертов (представляющих как «принимающий» университет, так и «внешние» организации), имеющих профессиональное признание в тематической области деятельности МИОНа. Задачи Научного Совета МИОНа состоят в следующем:

  • обсуждение и утверждение отдельных исследовательских направлений (модулей) работы МИОНа:
  • рассмотрение планов проведения семинаров, конференций и иных мероприятий МИОНа по предложениям его академического директора;
  • утверждение списков изданий для пополнения библиотеки МИОНа:
  • рецензирование и одобрение рукописей монографий, докладов, материалов конференций и других изданий МИОНа;
  • рекомендации по возможному участию представителей МИОНа в международных мероприятиях, стажировках и исследовательских проектах.

Структура и штатное расписание МИОН должны отражать их основные функции. Ожидается, что МИОН будут иметь относительно немногочисленный штат, который займется организационными вопросами и вопросами обеспечения. Потенциальным кандидатам будет рекомендовано включить в состав МИОН: (1) директора по науке, отвечающего за содержательную часть и научные исследования, (2) директора по административным вопросам, отвечающего за обеспечение, руководителя научных направлений, (3) координатора, (4) бухгалтера и (5) секретаря. Для организации масштабных мероприятий (например, международных конференций) или для работы с особо сложными техническими компонентами программы (передача иностранной литературы в библиотеку МИОН) возможно привлечение дополнительного персонала на временной основе.

Базовый университет должен предоставить адекватные помещения для размещения МИОН и коммуникации (телефон, Интернет). Библиотека МИОН может быть расположена в помещениях университетской библиотеки; ректор базового университета должен гарантировать ученым, не связанным с данным университетом, открытый доступ к этой библиотеке. Использование общежитий, конференц-залов и Интернет-центров базового университета является дополнительным положительным фактором при оценке заявки.

Информационная база МИОН

В рамках Программы в каждом МИОН будет создана информационная инфраструктура, в состав которой будут входить:

  • Web-сайты для каждого МИОН, где будет отражаться их повседневная деятельность, решения Консультационного Совета, информация о планируемых конкурсах, и т.п.;
  • база данных по статистической информации, архивным материалам, электронным версиям книг и периодических докладов, произведенных МИОН;
  • база данных по учебным материалам (курсы ДО, CD ROM, и т.п.), созданных в рамках Программы;
  • каталог иностранных и российских книг и периодических изданий, получаемых через компонент Программы по поддержке библиотек;
  • электронная доска объявлений участников Программы для размещения материалов исследований, заявок и предложений по участию в существующих группах или в группах, формируемых для выполнения определенного проекта;
  • электронная конференция для обмена мнениями участников Программы в режиме on-line.

Участники конкурса

Конкурс проводится среди государственных региональных университетов, подведомственных Министерству образования Российской Федерации, находящихся на территории Южного федерального округа. Участники конкурса должны отвечать следующим требованиям:

  • не менее 4 тысяч студентов очной формы обучения,
  • наличие профильных аспирантур и докторантур по заявленной тематике МИОН;
  • научная часть и библиотека университета должны содержать не менее 100,000 томов (названий отдельных изданий) в области общественных и гуманитарных дисциплин (учебные пособия не рассматриваются);
  • развитая система Интернет (внешняя коннективность не менее 256 КБ, не менее десяти компьютерных классов);
  • диверсифицированная финансовая база (не менее 30% финансовых ресурсов университета поступают из внебюджетных источников);
  • участие в крупных международных проектах в области общественных наук на протяжении последних трех лет.

Процедура отбора и требования к подготовке заявки

Участники конкурса должны направить в адрес Программы: «Межрегиональные исследования в общественных науках» следующий пакет документов:

  • Письмо ректора, подтверждающее желание университета разместить у себя МИОН;
  • Описание имеющегося у университета опыта работы в сфере общественных и гуманитарных наук (факультеты, ученые советы, библиотека и прочие информационные ресурсы, данные о профессорско-преподавательском составе и аспирантах в области общественных и гуманитарных наук, опыт распространения результатов исследований, публикации, недавние конференции и прочие мероприятия);
  • Описание возможностей университета в области создания научного сообщества (ассоциации выпускников, региональные ректорские советы, связи с московскими учебными заведениями, связи с региональными учебными заведениями, связи с региональными органами образования);
  • Описание имеющегося у университета опыта участия в крупных международных проектах (TАСИС, Информационная служба США, АМР США, Всемирный банк, Фонд Сороса, АФГИР) и сотрудничества с национальными фондами (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд гуманитарных наук); индивидуальные и совместные гранты на исследования, разработку учебной программы, управление университетом);
  • Описание финансового положения университета (его годовой бюджет и источники поступлений как процент от годового бюджета — федеральные, региональные, плата за обучение, гранты, коммерческая деятельность, и т.д.), а также данные аудиторских проверок, проводившихся ранее в университете;
  • Связи университета с другими центрами, ведущими исследования в области общественных и гуманитарных наук (другие ВУЗы, центры РАН, независимые аналитические центры):
    • представление университета о взаимодействии с местным сообществом (связи с местными НКО, муниципальными властями, школами, музеями и публичными библиотеками) и роль МИОН;
    • представление университета о возможном участии образовательных и научных заведений региона (или расположенных за пределами данного региона) в работе МИОН; какие другие университеты могли бы тесно сотрудничать с МИОН;
  • Список изданий (единиц хранения) по общественным и гуманитарным наукам, имеющихся в библиотеке университета (учебные пособия не рассматриваются);
  • Информация о динамике пополнения библиотечного фонда университета изданиями по общественным и гуманитарным наукам за последние 10 лет, с обязательным указанием общего количества приобретенных томов;
  • Подробная концепция МИОН (тематические приоритеты, актуальность для плана стратегического развития университета, актуальность с точки зрения проблем региона):
    • стратегия устойчивого развития МИОН;
    • организационная структура МИОН, штатное расписание МИОН;
    • предполагаемый бюджет МИОН;
    • виды услуг, которые МИОН может оказывать участникам Программы с точки зрения их обеспечения, предоставления доступа к информационным ресурсам, научных консультаций и интеграции в жизнь университета;
    • представление о международных проектах, в которых мог бы принять участие МИОН;
    • план научно-исследовательских работ МИОН;
  • Описание профильных по заявленной тематике МИОН аспирантур и докторантур (научный план, количество выпускников, темы диссертаций и т.д.);
  • Рабочий план, включающий конкретные направления, на которых МИОН сосредоточится в течение года (темы конференций, семинаров, «круглых столов», темы рукописей для публикации научно-исследовательских работ);
  • Возможность софинансирования со стороны базового университета (помещения, мебель, подключение к Интернет, коммунальные услуги, конференц-залы, долевое финансирование);
  • Предложения по составу Консультационного Совета МИОН, кандидатуры директоров по науке, по административным вопросам и на другие должности, включая подробные CV претендентов;
  • Стратегия развития университетской библиотеки и роль, которая будет принадлежать МИОН в ее реализации.

Данные предложения будут рассмотрены на заседании Совета Программы весной 2003 г., где будет отобран один университет для создания на его базе МИОНа.

Инструкции по оформлению заявки

Заявки должны быть представлены в 4-х экземплярах. Излишне подробные брошюры или иные презентационные материалы, выходящие за рамки достаточного для представления полной и эффективной заявки в ответ на данный запрос, нежелательны и могут быть сочтены свидетельством отсутствия у заявителя рационального отношения к издержкам.

Отчетность

МИОН будет отчитываться перед директором Программы и Советом Программы по выполнению планов работ.

МИОН должен будет предоставлять в Аппарат Программы отчетность на регулярной основе, включая ежеквартальное представление финансовых отчетов и отчетов о проделанной работе. Отчетность в Министерство образования предоставляется в соответствии с требованиями Министерства. Аппарат Программы, Министерство образования РФ или внешняя аудиторская фирма будут проводить аудиторские проверки МИОН не реже 2-х раз в год. Средства, выделенные МИОН, будут предоставляться Аппаратом Программы ежеквартальными траншами согласно графику, оговоренному в Грантовом соглашении, а также Министерством образования Российской Федерации на ежеквартальной основе, согласно отдельному соглашению. Выделение средств обусловлено своевременным представлением отчетности и положительными результатами аудиторских проверок. Отчеты будут рассматриваться и утверждаться Советом Программы, Директором Программы и другими органами Программы.

Предусмотрены следующие критерии оценки деятельности МИОН:

  • качество и количество исследований, проведенных в рамках деятельности МИОН;
  • актуальность исследований для региона и страны в целом;
  • способность МИОН стать центром деятельности для основных научных и образовательных учреждений в данном регионе;
  • связи МИОН с удаленными учеными и исследователями;
  • участие в международных исследовательских проектах;
  • работа по распространению результатов исследований;
  • интеграция и взаимодействие с другими исследовательскими и аналитическими структурами, влияние на ход научных исследований и обучения в университете;
  • способность привлекать внешние ресурсы для реализации мероприятий;
  • профессиональная инфраструктура МИОН (библиотека, Web-сайты, базы данных и информационные технологии);
  • качество бухгалтерского учета и управления и их соответствие требованиям, предъявляемым в Аппарат Программы.

К моменту завершения двухлетнего периода Программы каждый МИОН должен будет представить план стратегического развития. Такой план должен включать в себя:

  • собственную оценку и анализ эффективности Программы;
  • представление МИОН о тематической области для долгосрочной научно-исследовательской работы и своей роли в развитии общественных и гуманитарных наук в России;
  • предложения по организационной структуре и юридическом статусе МИОН;
  • финансовые прогнозы, оценка потребности и перспективы привлечения средств;
  • план международного сотрудничества МИОН.

Стратегические планы подлежат рассмотрению Советом Программы с целью определения перспектив будущего финансирования МИОН.

Контактная информация

Заявки должны быть доставлены в офис Аппарата Программы или присланы по почте не позднее 14 марта 2003 г. (включительно) . Заявки, присланные после 14 марта 2003 г. рассмотрению не подлежат.

На конверте должно быть указано:
«Межрегиональные исследования в общественных науках»

Для почтовых отправлений: 

Для курьерской почты: 

107078, Москва, Почтамт,
а/я 231 

Программа: «Межрегиональные исследования в общественных науках»107078 Москва, РоссияБольшой Козловский, 13\17 

Вы можете получить консультацию по телефону (095)928-17-38, 921-20-65

Вагина Татьяна Александровна , координатор Программы

Программа : «Межрегиональные исследования в общественных науках»

Факс : (095) 928-79-43

E-mail : tanya@ino-center.ru

Адрес в Интернете : www.ino-center.ru

Приложение

© АНО ИНО-ЦЕНТР

E-mail: info@ino-center.ru
Тел.: (495) 621-2065, 621-8257
Факс: (495) 628-7943

Адрес: Москва, Большой Козловский переулок, 13/17

Дизайн и разработка ©«Web-Мастерская»

english version