МИОН
ГРАНТЫ
Межрегиональные исследования в общественных науках
МИОН
о программегрантополучателидискуссии

МИОНывопросы и ответыдоноры и организаторы

грантыпубликациипартнеры
в началоконтактная информациякарта сайтапоиск

Рекомендации по составлению заявки для коллективных грантов

Для участия в конкурсе коллективных грантов приглашаются исследователи, год рождения которых после 1951 (включительно), являющиеся гражданами России, имеющие на момент получения гранта законченное высшее образование и являющиеся сотрудниками научно-исследовательских институтов (академических, ведомственных или независимых), высших учебных заведений, аспирантами очного и заочного обучения или проработавшие в научных или учебных центрах не менее пяти лет.

Рабочим языком программы является русский язык. Все документы должны быть напечатаны только на русском языке. Трудночитаемые («слепые») экземпляры к рассмотрению не принимаются.

К участию в конкурсе коллективных грантов приглашаются группы исследователей, состоящие из 2-3 человек, ведущих исследование в одной из вышеперечисленных областей. Каждому из участников проекта будет выплачиваться грант в размере 2.000 долларов США сроком на 10 месяцев.

Заявка на коллективный грант должна состоять из следующих документов:

  • анкета на каждого члена авторского коллектива (см. Приложение N 1)  4 экз.;
  • описание исследовательского проекта (8-15 стр.)  4 экз. (рекомендации к составлению описания исследовательского проекта (см. Приложение N 2);
  • описание исследовательского коллектива  4 экз.;
  • рекомендация (1 стр.)  4 экз.

В описании проекта обязательно должна быть указана дисциплина исследования (из числа дисциплин конкурса), а также конкретная область исследования в соответствии с общепринятой классификацией.

В целях сохранения анонимности заявок при их рассмотрении экспертами соискателям рекомендуется по возможности не указывать фамилии или иных сведений о себе в тексте описания исследования.

Описание исследовательского проекта должно содержать:

  1. Информацию о целях и задачах проекта.
  2. Постановку проблемы исследования.
  3. Изложение методологии исследования.
  4. Научный план.
  5. Информацию о предполагаемых результатах исследования.
  6. Информацию о практической значимости исследования.
  7. Библиографию.

Рекомендация может быть представлена:

  • от руководства учреждения (директора, зам. директора, заведующего отделом, сектором, кафедрой, группой и др.);
  • от научного руководителя;
  • от одного из ведущих специалистов в области научных интересов соискателя.

Программой приветствуется получение рекомендаций непосредственно от рекомендующего (как отдельным письмом, так и в запечатанном конверте, высланном на адрес соискателя и вложенным в заявку). Рекомендация должна быть выполнена на официальном бланке учреждения, в котором работает рекомендующий и адресована в Секретариат конкурса.

Объем рекомендации не должен превышать 1 стр.

В рекомендации желательно обратить внимание на следующие аспекты:

  • компетентность соискателя в избранной области исследования;
  • практический опыт работы соискателя в избранной области;
  • понимание соискателем конкретной проблемы, представленной на конкурс;
  • сильные и слабые стороны проекта.

В рекомендации и описании проекта должна быть четко обозначена роль каждого участника коллектива в реализации проекта.

Итогом работы коллектива должна стать работа объемом 4-6 а. л. (научный доклад, коллективная монография, учебное пособие). Особое внимание будет обращаться на открытое обсуждение результатов исследования, которое может быть организовано в ходе мероприятий Программы.

Заявки на коллективные гранты будут оцениваться аналогично индивидуальным грантам. При прочих равных условиях приоритет будет отдаваться межрегиональным коллективам.

За соискателем остается право представлять свои заявки на конкурсы, организуемые другими благотворительными организациями и фондами. Однако условием конкурса является то, что победивший проект может иметь только один источник финансирования.

По условиям конкурса работа над проектом должна осуществляться на территории Российской Федерации.

Заявки должны быть доставлены в офис Московского общественного научного фонда или присланы по почте не позднее 23 апреля 2001 г. Заявки, присланные после 23 апреля 2001 г. рассмотрению не подлежат.

На конверте должно быть указано:

«Конкурс на соискание индивидуальных и коллективных грантов на исследования в области общественных и гуманитарных наук»

  • Для почтовых отправлений:
    101000, Москва, Центр, Почтамт, а/я 245
    Московский общественный научный фонд Межрегиональные исследования в общественных науках Гранты на исследования.
  • Для курьерской почты:
    Московский общественный научный фонд
    129010 Москва, Россияпроспект Мира, 36, 2 этаж

Соискатели информируются о результатах конкурса по почте или по факсу. Документы, присланные на конкурс, не рецензируются, не возвращаются и к апелляции не принимаются.

Приложение N 1

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА

(должна быть напечатана)

  1. Фамилия, имя, отчество (полностью)
  2. Дата рождения (число, месяц, год)
  3. Почтовый адрес
  4. Телефоны для связи (рабочий, домашний)
  5. Предпочтительный номер для оперативной связи
  6. Факс, e-mail
  7. Специальность по образованию
  8. Название учебного заведения, год окончания
  9. Ученая степень
  10. Название диссертации, место и время защиты
  11. Место работы (полное название организации и подразделения)
  12. Должность
  13. Полный почтовый адрес места работы
  14. Стаж работы в научных и учебных учреждениях (с указанием названий)
  15. Количество научных публикаций, в том числе - монографий, глав в коллективных монографиях, статей
  16. Название и выходные данные 2-3 основных публикаций последних лет
  17. Владение иностранными языками (свободно, разговорный язык, перевод со словарем)
  18. Название проекта
  19. Дисциплина исследования
  20. Предполагаемый результат реализации проекта (статья, серия статей, брошюра, научный доклад, глава в монографии, монография, др.)
  21. Использование рекомендаций при составлении заявки (да, нет, частично)
  22. Источник информации о конкурсе (администрация, коллеги, газета «Поиск", брошюра, сотрудники Фонда, др. источники)
  23. Участие в конкурсах, проводимых Фондом (год подачи заявки, результат)
  24. Участие в конкурсах, проводимых другими организациями (название организации, год подачи заявки, результат)

Приложение N 2

Рекомендации к составлению описания исследовательского проекта

Все гранты по Программе предоставляются на конкурсной основе. Окончательное решение о предоставлении гранта выносится Экспертным комитетом, оценивающим каждый проект на основе поданной заявки на исследование. Прочие факторы, такие как злободневность предлагаемой для изучения темы, ее научная значимость, а также квалификационные данные конкурсанта, могут выступать только лишь в качестве дополняющих и будут приниматься в расчет только в отношении достоинств содержания заявки. Таким образом, заявка на исследование выступает в качестве инструмента, посредством которого конкурсант (конкурсанты) должен убедить членов Экспертного комитета, что его проект исследования хорошо продуман, строго изложен, выполним, имеет научную значимость и заслуживает поддержки.

Данное приложение предлагается конкурсантам в качестве пособия по составлению описаний как индивидуальных, так и коллективных исследовательских проектов, представляемых на конкурс «Межрегиональные исследования в общественных науках».

Поскольку Программа имеет определенные параметры (она является региональной по масштабам охвата, междисциплинарной по ориентации и достаточно широко определяет области исследовательских интересов), в оценке заявок члены Экспертного комитета будут руководствоваться четкими критериями. Во-первых, предполагается, что предложения на исследования не должны быть сформулированы слишком узко профессионально как тематически, так и терминологически. Суть и цели выдвигаемого проекта должны быть изложены в понятной и доступной форме. Во-вторых, в заявке должно содержаться лаконичное и убедительное объяснение, почему данный конкретный проект представляется соискателю (соискателям) научно значимым и заслуживает поддержки. В-третьих, для того, чтобы иметь возможность лучше оценить достоинства предлагаемого проекта и его возможный научный вклад в ту или иную дисциплину, в заявке необходимо дать анализ и оценку результатов работ, уже выполненных по избранной конкурсантом тематике. Наконец, в каждой заявке должен быть представлен конкретный постадийный план реализации проекта, который бы убедительно доказывал, что предлагаемое исследование хорошо продуманно и выполнимо в рамках обозначенных временных пределов.

Ниже следует более подробное изложение основных элементов грамотно изложенных заявок на исследования. При этом следует подчеркнуть, что поскольку существует большое разнообразие возможных тем исследований, любая заявка должна в значительной степени носить индивидуальный характер. В ней может быть уделено больше внимания одним разделам, другие же могут быть вообще опущены. Не исключен и оригинальный, новаторский подход к написанию заявки. Поэтому приведенные ниже элементы носят исключительно рекомендательный характер; они должны использоваться в той мере, в какой это соответствует целям данного конкретного проекта.

Основные элементы заявки на исследование

Программа «Межрегиональные исследования в общественных науках» ориентируется на достаточно широкий спектр исследовательских проектов, разрабатывающих эмпирические и/или теоретические, нормативные, аналитические аспекты проблемы; представляющих различные дисциплины и базирующихся на различных методологических подходах. Совершенно очевидно, что при таком разнообразии работ нет и не может быть трафаретных форм написания заявок. Каждое предложение по проекту неизбежно будет носить свой особый, чисто индивидуальный характер и отличаться от остальных. Тем не менее конкурсантам предлагаются некоторые ориентиры, которые помогут им при составлении заявки.

Заявка должна быть содержательной и лаконичной по изложению. Любая информация (обосновывающая или документирующая то или иное положение), не являющаяся существенной для подтверждения центрального тезиса исследования, должна быть помещена в приложение. Объем предлагаемой заявки должен составлять 7-10 стандартных страниц, распечатанных через 2 интервала, для индивидуального проекта и 8-15 страниц  для коллективного.

Правильно составленная заявка должна включать ряд основополагающих элементов, описание которых дается в специально выделенных разделах. Ниже даются перечень и описание необходимых (но не обязательно достаточных) рубрик, которые должна содержать заявка.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Каждый исследовательский проект строится вокруг центральной проблемы или «проблематики». В заявке должны совершенно четко определяться характер и цели исследования. Их описание обычно дается в разделах  Постановка проблемы  или «Цели исследования». Целесообразно напомнить и особо подчеркнуть, что не следует путать проблему исследования с темой исследования. Эти понятия неидентичны. Тема исследования определяет предмет предлагаемой работы, но не описывает той специфической проблемы, которую собирается раскрыть в ней автор.

В разделе, касающемся проблемы исследования, желательно, чтобы были раскрыты следующие взаимосвязанные положения:

  1. характер и суть исследуемой проблемы
  2. хронологические рамки и границы исследования
  3. общий контекст, в рамках которого лежит исследуемая проблема
  4. цели и научная значимость предлагаемого исследования

Рекомендуется начать заявку с четкого и краткого изложения сути предлагаемого исследования. Ясная постановка проблемы исследования с самого начала заявки подготавливает читающего к лучшему пониманию и восприятию всей последующей информации.

После вступления должна следовать более детальная информация о предполагаемых границах исследования научной проблемы, включая хронологические рамки.

Затем необходимо поставить предполагаемое исследование в более широкий социально-экономический или политический контекст, другими словами, в очень сжатой форме обрисовать социально-экономический, политический или исторический фон (в зависимости от специфики избранной проблемы), на котором протекают избранные для исследования процессы. Это дает возможность подчеркнуть важность предлагаемой для изучения темы.

Наконец, в заявке должно присутствовать обоснование релевантности и научной значимости предлагаемой работы. Если исследование строится на проблеме уже в достаточной степени разработанной в отечественной и зарубежной научной литературе, необходимо убедительное обоснование, почему она все же нуждается в дальнейшем изучении. Если же имеет место обратная ситуация, т.е. предлагаемая для анализа проблема абсолютно новаторская, весьма вероятно, что она либо еще не вызрела для научного осмысления, либо вовсе не поддается анализу. Иными словами, заявка должна быть составлена таким образом, чтобы убедить читателя в том, что предлагаемая для изучения проблема научно значима, релевантна и может быть раскрыта с помощью научных методов.

Поскольку цели любого гуманитарного исследования не ограничиваются задачей обнаружения того или иного факта, необходимо заранее продумать и дать рациональное обоснование значения предполагаемых результатов работы.

Обычно в общественных науках в качестве мотивирующих причин, побуждающих исследователя к анализу той или иной проблемы, выступают следующие:

  1. дать новое подтверждение уже существующим теориям и концепциям;
  2. оценить имеющие право на существование, но противоречащие друг другу точки зрения по тому или иному научному вопросу и, в зависимости от полученных результатов собственного исследования, выступить в защиту одной из них;
  3. заполнить пробелы в знании по конкретной проблеме;
  4. разработать новые концепции или теории.

Выбор формы изложения обоснования целей и задач предлагаемого для обсуждения исследовательского проекта остается за соискателем.

Ниже приведены наиболее типичные ошибки, отмеченные в разделе, касающемся постановки исследовательской проблемы:

  • в заявке указана лишь общая тема исследования, но не определяются конкретные или так называемые специальные проблемы, которые будут анализироваться в предлагаемом исследовании;
  • заявка содержит слишком большое число проблем, что ставит под сомнение возможность плодотворного изучения последних в рамках одного исследовательского проекта;
  • рассматриваемая в заявке исследовательская проблема сформулирована достаточно расплывчато и не сфокусирована, нет четкого определения характера и целей предлагаемого проекта;
  • судя по описанию, предполагаемая работа оставляет сомнение относительно своей научной значимости и возможности получения по ее завершении новых, сколь либо заслуживающих внимания результатов;
  • заявка демонстрирует лишь поверхностное понимание со стороны исследователя действительной важности и сложности избранной им для исследования проблемы;
  • в заявке ставится уже достаточно широко и полно изученная исследовательская проблема и при этом не дается убедительного обоснования необходимости ее дальнейшего анализа;
  • определенный в заявке хронологический период исследования слишком велик, в результате возникает опасность, что глубокий всесторонний анализ выбранной проблемы будет подменен ее поверхностным описанием;
  • в заявке неоправданно затянуто описание общего контекста исследуемой проблемы в ущерб рассмотрению последней;
  • по своей формулировке поставленная в заявке научная проблема выпадает из общего спектра определенных Программой исследовательских тем.

1. Выборочный обзор научной литературы

Поскольку любой научный труд опирается на результаты предшествующих исследований, возникает необходимость включения в заявку в качестве самостоятельного раздела обзора литературы, имеющей непосредственное отношение к теме заявленного проекта. Под селективным обзором аналитической литературы не следует понимать перечень или краткое резюме всех работ, затрагивающих интересующую конкурсанта проблему. Задача данного раздела состоит в том, чтобы автор предлагаемого проекта представил собственную оценку суммы знаний по данной проблематике, которой на сегодня располагает наука, а также методов, использованных его предшественниками для раскрытия обозначенной в заявке темы.

Обзор литературы является функционально важным разделом, позволяющим решить ряд задач. Во-первых, он дает возможность судить о том, насколько соискатель знаком с трудами, посвященными интересующим его научным проблемам. Во-вторых, высвечивая пробелы в существующем знании в конкретной области научного исследования, обзор литературы в какой-то степени предвосхищает возможный вклад предлагаемого проекта в решение данного вопроса. В-третьих, само по себе творческое осмысление современного уровня понимания той или иной проблемы несет в себе новое знание о предмете и является научно значимым.

Результаты предшествующих исследований представляют собой обширный пул, из которого можно черпать полезную информацию, идеи для создания теорий и гипотез, а также новых методологий. В обзор литературы обычно включают как аналитические, так и дискретные эмпирические работы. Теоретические исследования дают общую концептуальную основу для изучения отдельных выделенных для анализа проблем. Эмпирические работы, с другой стороны, освещают отдельные аспекты исследовательской проблемы, содержат нужную информацию и апробируют методологии, предлагаемые другими авторами. Например, обзор литературы в заявке на исследование политической роли групп интересов в России можно начать с анализа новейших теорий социальных отношений в гражданских обществах, разработанных исследователями, занимавшимися сходными проблемами в различных странах, а затем уже перейти к рассмотрению работ, непосредственно посвященных избранной проблеме.

Если имеется высокая степень ясности в отношении теоретических основ предполагаемой работы, в обзоре должны быть адекватно отражены существующие разногласия и различные точки зрения в данной области с тем, чтобы четче обозначить позицию самого соискателя и место будущего исследования в научной литературе. Что касается теоретической базы работы, то в ней могут быть использованы как классический, так и нетрадиционный подходы.

Не исключены случаи, когда исследовательский проект не может быть строго привязан к тому или иному теоретическому подходу. Это, в частности, касается ситуационного анализа, где главный упор делается на углубленную проработку отдельно взятого феномена. Тем не менее, в любом случае автору заявки необходимо указать, каким образом и в какой мере предлагаемый им проект обогатит наши представления и знания в данной конкретной области. В конечном счете, каждый научный труд, не исключая и ситуационного анализа, должен способствовать появлению новых концепций и теорий.

При подготовке обзора литературы предполагается, что соискатель может обращаться к библиографическим сборникам, таким как профессиональные и статистические справочники, а также специализированным журналам по различным дисциплинам.

Ниже приведены наиболее типичные ошибки, допускаемые соискателями при подготовке обзора литературы:

  • в заявке дается только библиография, обзор литературы отсутствует;
  • обзор литературы, достаточно поверхностный, дан схематично и свидетельствует о том, что автор заявки не знаком с научной литературой по избранной им проблематике;
  • целый ряд работ, включенных в обзор литературы, ненаучны, устарели или же не имеют прямого отношения к теме заявленного исследования;
  • обзор литературы представляет собой компиляцию отобранных соискателем работ без попытки объяснить, какое отношение они имеют к проблеме предлагаемого исследования;
  • обзор литературы не дает ясного представления о том вкладе, который может внести предлагаемое исследование в изучение данной проблемы;
  • в случае отсутствия на момент составления заявки доступа к важным для раскрытия данной темы работам соискатель не дает объяснений по поводу того, каким образом он собирается решать эту проблему.

2. Специальные вопросы и исследования

Первый раздел заявки предполагает постановку исследовательской проблемы, но она формулируется в самом общем виде. Вместе с тем в рамках широкой проблематики автор, как правило, намечает ряд более частных, специальных вопросов, на которые необходимо дать ответ. После того, как определена центральная идея, значимость, место и границы исследования, а также проработана историография изучаемой проблемы, в заявке необходимо четко обозначить намеченные для исследования специальные вопросы. Их анализ можно рассматривать как этапы общего процесса научного осмысления избранной темы. Некоторые работы могут быть построены вокруг нескольких крупных основополагающих проблем, в других может рассматриваться целый ряд взаимосвязанных вопросов, представляющих собой определенные аспекты или же переменные центральной исследовательской проблемы. В любом случае, независимо от характера работы, целесообразно разбить избранную для исследования проблему на составляющие ее аналитические части. Это облегчит задачу выбора верных методов сбора данных и их обработки, а также анализа специальных вопросов исследования.

В трудах эмпирического характера важно с самого начала обозначить рабочую гипотезу, направляющую ход анализа, поскольку основной целью исследований подобного рода является выявление отсутствия или наличия, а также характера гипотетических взаимосвязей между определенными переменными. Обычно взятые за основу гипотезы задают общее направление исследования, предопределяя конкретные проблемы, подлежащие углубленной проработке, но они должны быть сформулированы таким образом, чтобы не игнорировались противоречащие им объективно существующие реалии.

Ниже приводятся наиболее распространенные ошибки, отмеченные в разделе, касающемся постановки специальных вопросов исследования:

  • отмеченные в заявке конкретные исследовательские проблемы носят второстепенный характер или же не связаны друг с другом;
  • выделенные для исследования специальные проблемы сформулированы слишком широко или носят двусмысленный характер;
  • некоторые из определенных для исследования проблем уже достаточно глубоко и полно освещены в научной литературе, и автор заявки не дает убедительного обоснования необходимости их дальнейшего изучения;
  • выделенные для исследования специальные проблемы не способствуют раскрытию избранной темы, они либо самоочевидны, либо вообще не поддаются научному анализу;
  • выделенные для исследования специальные вопросы чрезмерно усложнены, и в заявке не определяется доступный корпус данных, необходимых для их анализа;
  • выдвигаемые в заявке гипотезы не поддаются эмпирическому анализу и в основном представляют собой предположения самого общего характера.

3. Методология исследования

Основными компонентами заявки являются конкретный план действий или методология исследования. Степень доверия к любому исследовательскому проекту в значительной мере зависит от избранного соискателем способа и приемов обнаружения, сбора, анализа и интерпретации информации, необходимой для изучения поставленной проблемы. Заявка, в которой нет четкой дефиниции предлагаемых автором методов сбора и обработки данных, не будет выглядеть убедительной, даже если в ней ставится важная и злободневная научная проблема. Основным критерием в оценке методологии является ее соответствие поставленной научной задаче и применимость.

Описание методов сбора и анализа данных обычно даются в заявке раздельно, поскольку представляют собой разные этапы работы. В проектах эмпирического характера должна содержаться детальная информация о замысле работы, включая конкретные методы исследования и интерпретацию предполагаемых результатов. Автору заявки необходимо четко указать, в каком случае он будет пользоваться стандартной методологией, а в каком - прибегать к новаторским приемам исследования.

  1. Сбор данных. Поскольку первичное и вторичное исследования предполагают использование разных методик сбора данных, в заявке должно быть ясно определено, к какому типу работы относится предлагаемый проект. Что касается первичного исследования, то здесь автор сам непосредственно занимается сбором «сырых» данных, пользуясь такими методами, как архивные исследования, анкеты, опросники и интервью. При работе над вторичным исследованием используется уже готовая, собранная и обработанная информация. В обоих случаях - и при первичном и при вторичном типе исследований - важно идентифицировать основные источники данных, необходимых для осуществления проекта, характер и предполагаемые приемы сбора информации. При проведении вторичного исследования автор может оперировать данными, опубликованными международными агентствами или же правительственными ведомствами двух стран. Первичное исследование потребует аккумулирования и компиляции совершенно новых данных, используя различные приемы их сбора.
  2. Анализ данных. Второй этап исследования включает анализ и интерпретацию данных с целью получения ответов на поставленные в исследовании вопросы. В заявке должно быть ясно показано, каким образом будут анализироваться и интерпретироваться данные, полученные в результате первичного или вторичного исследований. Очевидно, что выбор адекватных методов анализа данных будет в значительной мере зависеть от характера предпринимаемого исследования. Вторичное исследование предполагает систематическое, тщательное и критическое изучение информации, полученной из других источников. По своей характеристике оно может быть описательным, аналитическим или компаративистским (сравнительным). Первичное исследование может базироваться на качественных и/или количественных методах анализа, в зависимости от существа поставленной в нем проблемы. В эмпирическом исследовании важно с самого начала оценить приводимые в работе сведения с точки зрения их достоверности и весомости.

Ниже перечислены наиболее типичные ошибки, встречающиеся в разделе, касающемся методологии исследования:

  • описание методологии исследования дается в слишком общей форме, неясно и двусмысленно;
  • в заявке перечисляются все известные соискателю методологии без указания, какие из них наилучшим образом отвечают задачам данного исследования;
  • предлагаемый в заявке подход формален, носит механистический характер, исключает наличие у автора научного и творческого воображения;
  • предлагаемая методология устарела или же дискредитировала себя как научный метод;
  • предлагаемые методы и приемы научного исследования не отвечают заявленным целям работы;
  • основные источники данных, необходимые для изучения проблемы, либо недоступны исследователю, либо вовсе отсутствуют;
  • методы и приемы сбора данных описаны недостаточно полно. Например, в заявке просто отмечается, что в исследовании будут использованы результаты опросов, но нет объяснений относительно их содержания;
  • в заявке не указывается, каким образом исследователь предполагает анализировать собранные данные;
  • в заявке предлагается ситуационный анализ без пояснений, почему и каким образом предполагаемый анализ частного, специфического случая соотносится с какой-либо общей теорией;
  • в заявке предлагается компаративистский анализ без пояснений, почему для сравнения выбраны именно данные специфические случаи (феномены), а также описания более широкого контекста, в рамках которого будет проводиться это сравнение.

Прочая информация, которую должна содержать заявка

Предполагаемые результаты исследования. Предполагается, что любое академическое исследование должно на выходе дать информацию, представляющую интерес для широкого круга читателей. Поэтому рекомендуется, чтобы авторы заявок с самого начала пояснили, какую конечную форму приобретет выдвигаемый на соискание проект (книга, журнальная статья, научный доклад). Хотя Программа непосредственно не занимается издательской деятельностью, она гарантирует публикацию наиболее интересных из представленных работ.

Практическая значимость исследования с точки зрения общественной политики. Вполне естественно, что далеко не все проекты будут иметь политическую ориентацию, но если исследование предполагает выводы широкого социального значения, этот момент необходимо особо подчеркнуть в заявке. Следует отметить и отдельные исследуемые в работе проблемы, касающиеся прояснения тех или иных аспектов общественной политики и имеющие практическую значимость.