ПРОЕКТЫ
на главнуюпоискконтакты
ОБ ОРГАНИЗАЦИИНОВОСТИСОБЫТИЯПУБЛИКАЦИИСМИ О НАС




Проект ╚Интеллектуальный аудит╩ региональных университетов в сфере гуманитарных и общественных наук╩
Главная цель проекта ╚Интеллектуальный аудит╩ на первом этапе его реализации (20022003 гг.) заключалась в содержательной оценке перспектив развития, выявлении научно-образовательного потенциала общественно-гуманитарного блока в региональных университетах России применительно к потребностям, проблемам становления и перспективам развития МИОНов, в этих университетах базирующихся. Ставилась задача выяснить условия и перспективы взаимодействия МИОНа и ╚принимающего╩ университета, прежде всего определить место МИОНа в университете, а также включенность наиболее продвинутых направлений социально-гуманитарного блока университетов в проекты МИОНов.
В соответствии с поставленными задачами в 20022003 гг. мобильной группой экспертов ╚Интеллектуальный аудит╩ была осуществлена экспертиза потенциала базовых региональных университетов Воронежского, Томского, Уральского, Саратовского, Калининградского, Ростовского и Новгородского МИОНов (по дисциплинам: философия, филология, история, политология, частично международные отношения и социология). Экспертиза производилась на основе специально разработанной методики, направленной на содержательную оценку уровня и состояния научно-образовательного потенциала гуманитарных дисциплин в классических университетах и включала:
  • сбор, обработку и предварительный анализ первичных материалов;
  • работу экспертов на соответствующих факультетах и структурах университетов в ходе выездов на места;
  • анкетирование студентов, молодых преподавателей и аспирантов.
Экспертиза показала, что уже на этом этапе МИОНы стали действенным средством интеграции гуманитариев вуза, однако, хотя руководство МИОНа, как правило, знает о наиболее развитых научных направлениях своего университета, но не всегда представляет себе, как они соотносятся с соответствующими направлениями других региональных университетов, потому что полной картины наиболее продвинутых исследований в базовых университетах МИОНа у них нет. С другой стороны, исследователи и исследовательские коллективы базовых университетов МИОНа предпочитают участвовать в проектах своего МИОНа, порой искусственно подгоняя темы своих проектов под общую тематику МИОНа.
В ходе личных встреч и анкетирования молодых преподавателей и аспирантов региональных университетов была собрана информация о сферах их научных интересов, о востребованных формах повышения квалификации, выявлены наиболее перспективные молодые ученые. Данная информация может быть востребована при реализации специальных программ МИОНов, направленных на поддержку молодого поколения преподавателей российских вузов, в том числе программ летних школ, стажировок молодых исследователей в ведущих научных центрах, повышения квалификации научно-педагогических кадров и развития целевой аспирантуры.
В целом, проведенная мобильной группой экспертиза затронула гораздо более широкий круг проблем преподавания и научных исследований в базовых университетах и в результате оказалась значимой в первую очередь для самих университетов, поскольку региональные особенности менеджмента в сфере гуманитарного образования зачастую не позволяют изнутри определить потенциал кафедр, выявить перспективные для образовательного рынка и обоснованные с точки зрения внутреннего потенциала направления развития вузовской науки. Собранный в ходе проведения аудита материал и аналитические отчеты заложили базу для сравнительной оценки развития самих региональных университетов, а также для оценки их взаимодействия с программой МИОНов и динамики тех изменений, которые произошли или происходят в результате этого конструктивного взаимодействия, и тем самым подготовили второй этап аудита.
На следующем этапе (декабрь 20032004 гг.), условно обозначенном как ╚обратный аудит╩, на первый план выдвинулась задача выявить и оценить то, что дали собственно МИОНы для развития социально-гуманитарных наук в России  в региональном и надрегиональном масштабах  и что они могут дать в перспективе, насколько стратегия развития и деятельность конкретного МИОНа соответствуют главным целям и задачам программы:
  • мобилизации интеллектуальных и профессиональных ресурсов российского научного сообщества;
  • налаживанию вертикальных и горизонтальных научных связей;
  • развитию сотрудничества между российским научным и образовательным сообществом, деловыми кругами и органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • более тесной интеграции российских ученых в мировое научное сообщество и укреплению связей с коллегами в странах СНГ;
  • внедрению современных научных методик и новых информационных технологий в научные исследования и обучение;
  • распространению результатов исследований как в России, так и за рубежом;
  • содействию в формировании и развитии профессиональных ассоциаций российских ученых; и др.
Вопросы касались также адекватности выбора междисциплинарного тематического приоритета МИОНа, важнейших итогов его профильной научной и организационной деятельности (публикации, материалы конференций, семинаров и пр., состояние информационных ресурсов), его возможностей и достигнутого уровня воздействия на преподавание социогуманитарных дисциплин в базовом университете, наличия кадровых резервов и степени вовлеченности перспективной университетской молодежи (молодых преподавателей, докторантов и аспирантов) и стажеров в деятельность МИОНов, привлечения ведущих отечественных и зарубежных специалистов к участию в проводимых МИОНами мероприятиях, оценки эффективности отдельных научных направлений и различных форм работы МИОНов, таких как:
  • конкурсы индивидуальных и коллективных грантов на научные исследования в области общественных и гуманитарных наук;
  • конкурсы грантов на участие в конференциях и доступ к информационным ресурсам;
  • научно-практические семинары, конференции, публичные лекции и тематические ╚круглые столы╩;
  • развитие инфраструктуры, необходимой для проведения исследований (поддержка библиотек и издательской деятельности, предоставляемая МИОН);
  • проекты, обеспечивающие распространение российских исследований в области общественных и гуманитарных наук за рубежом.
Были изучены аналитические отчеты МИОНов и разработан специальный вопросник, по которому проводилась работа непосредственно на местах, с администрацией и руководителями направлений МИОНов, а также с руководством структурных подразделений и преподавателями университетов.

Экспертная группа проекта ╚Интеллектуальный аудит╩
  • Л.П. Репина, д.и.н., проф., руководитель группы
  • Т.А. Алексеева, д.филос.н., проф.
  • Е.В. Брызгалина, к.филос.н., доцент
  • А.В. Гура, д.филол.н., проф.
  • Е.И. Пивовар д.и.н., проф.

Аналитические статьи экспертов




Rambler's Top100


© АНО ИНО-ЦЕНТР

© 2002 Дизайн: Web-Мастерская