![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]() Москва 6–7 декабря 2002 г. МГУ им. М.В. Ломоносова Проект ОБРАЩЕНИЕ Ректоры высших учебных заведений России на своем съезде, состоявшемся в Москве 6–7 декабря 2002 г., обсудили состояние высшего образования в стране. Последний период отмечен позитивными переменами в деятельности вузов. Во многом они связаны с реализацией разработанной по инициативе Президента России В.В. Путина и одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года. В ходе осуществления мероприятий, намеченных Концепцией модернизации, решаются задачи расширения доступности обучения в вузах, улучшения качества подготовки специалистов, повышения экономической и социальной эффективности деятельности высшей школы. Однако масштабы и содержание работ по модернизации высшего образования, средства, выделяемые на эти цели, далеко не обеспечивают потребности страны и не удовлетворяют нужды высшей школы. Давая такую оценку, участники съезда исходят из того, что в условиях становления экономики, основанной на знаниях, и информационного общества Россия нуждается в современной, массовой, сильной высшей школе, способной готовить первоклассных специалистов и проводить научные исследования в ведущих областях, определяющих научно-технологический прогресс, экономический рост, обороноспособность страны и благосостояние населения. Общество и государство должны отдавать себе отчет в том, что ситуация, сложившаяся в системе высшего образования, не обеспечивает достижение этих целей. Из-за неудовлетворительной оплаты труда высшие учебные заведения теряют наиболее квалифицированных профессоров, преподавателей и научных сотрудников. Практически прекратился приток одаренной молодежи в научно-педагогические коллективы высшей школы. Профессия преподавателя, ученого утратила свою социальную привлекательность. Год от года сокращаются объемы научных исследований, проводимых в вузах. Недостаточное финансирование научных работ, их слабая организация и разрыв связей с производством ведут к распаду научных и Конструкторских школ, не одно десятилетие пользовавшихся весомым авторитетом в России и в мире. Пришла в упадок научно-лабораторная база учреждений системы высшего образования. Свертывание воспитательной работы, развал молодежных организаций, снижение социальной защищенности студентов создали предпосылки для распространения в студенческой среде преступности и наркомании, асоциальных настроений и поведения. Серьезную озабоченность вызывает образ жизни части студентов, ухудшение показателей здоровья будущих специалистов за период обучения. Приходится констатировать, что решение этих и других наиболее острых проблем, определяющих будущее высшей школы России, не предусмотрено мероприятиями, реализуемыми в соответствии с Концепцией модернизации отечественного образования на период до 2010 г. В то же время неоправданно крупные силы и средства сосредоточены на вопросах организационного характера, на поспешном внедрении нововведений, требующих тщательной проверки и одобрения научно-педагогического сообщества и широкой общественности. Это, в частности, относится к эксперименту по проведению единого государственного экзамена, который до получения объективных результатов о его педагогических, социальных и экономических последствиях будет в 2003 г. распространен в 48 субъектах Российской Федерации. VII съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений пришел к выводу о необходимости разработки в системе мер по модернизации образования особых подходов к развитию высшей школы, которые призваны обеспечивать:
VII съезд Российского Союза ректоров вузов обращается с этими предложениями к Президенту России В.В. Путину, к Правительству Российской Федерации, к главам администраций субъектов Российской Федерации, вносит их в Минобразование России, в министерства и ведомства, имеющие в своем подчинении вузы. Мы призываем всех, кто отвечает за состояние высшего образования в стране, принять меры по обновлению высшего образования с учетом потребностей развития страны и вызовов XXI века. Участники съезда обращаются также к политикам, деятелям экономики, науки и культуры, к общественности России: изменение ситуации в высшей школе требует крупных экстренных мер и решений. Сегодня мы не просто теряем наш интеллектуальный потенциал, утрачиваем научные и технологические достижения — мы обрекаем растущую часть студенческой молодежи на посредственное образование, лишаем наше общество будущего. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы остановить эти деструктивные процессы и обеспечить динамическое развитие высшей школы. От имени профессоров и преподавателей, студентов и аспирантов, научных работников и всех сотрудников высших учебных заведений участники съезда выражают уверенность в том, что это обращение будет с пониманием и поддержкой воспринято государственно-политическими кругами и широкой общественностью, а содержащиеся в нем предложения найдут отражение в дальнейшей работе по модернизации высшего образования. |
![]() |
![]() |
© АНО ИНО-ЦЕНТР
![]() |
E-mail: Тел.: (495) 621-2065, 621-8257 Факс: (495) 628-7943 ![]() |
Адрес: Москва, Большой Козловский переулок, 13/17
![]() |
Дизайн и разработка ©«Web-Мастерская»
![]() |