ИНО-Центр ИНО-Центр
поиск контакты обратная связь




Москва 6–7 декабря 2002 г. МГУ им. М.В. Ломоносова

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений

О стратегии модернизации высшего образования

 

Заслушав и обсудив доклад и сообщения по повестке дня, VII съезд Российского Союза ректоров вузов отмечает, что период, минувший с предшествующего съезда, отмечен позитивными сдвигами в развитии высшей школы.

Важную роль в этом сыграло рассмотрение по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина проблем образования на заседании Государственного Совета в августе 2001 г. Принятые Госсоветом решения способствовали усилению внимания к деятельности высших и других учебных заведений со стороны центральных и местных органов власти и управления. Они стали основой для разработки Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации.

В ходе осуществления Концепции модернизации ищутся пути расширения доступности высшего образования, улучшения качества подготовки специалистов, повышения экономической и социальной эффективности работы высших учебных заведений. Многое делается для создания в системе высшего образования единой информационной среды. Намечены меры по развитию целевого приема в вузы, выделению бюджетных субсидий для студентов, обучающихся на целевой основе. Усиливается требовательность к содержанию и организации учебного процесса при аккредитации вузов, ликвидируются необоснованно открытые филиалы, прекращается подготовка кадров по специальностям и направлениям, не обеспеченным квалифицированным профессорско-преподавательским составом.

За счет все более активной и целенаправленной деятельности на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции укрепляется экономическое положение растущего числа высших учебных заведений. Это обеспечивает привлечение значительных внебюджетных средств для переоснащения учебного процесса, ремонта учебных корпусов и общежитии, приобретения литературы.

Заметный вклад в позитивные процессы в области высшего образования внес Российский Союз ректоров вузов. Его представители приняли непосредственное участие в подготовке концептуальных документов на рассмотрение Госсовета. На заседаниях Правления и Совета Союза, проводившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, ряде других центров высшего образования рассматривался ход осуществления Концепции модернизации, обобщался лучший опыт работы высших учебных заведений.

Важным событием стала встреча представителей Российского Союза ректоров вузов с Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым, где состоялось откровенное обсуждение проблем высшего образования, подытоженное в протоколе, который последовательно выполняется.

Анализ, проделанный Российским Союзом ректоров вузов, изучение положения дел на местах приводят к выводу о том, что практическая работа по выполнению Концепции модернизации нуждается в существенном улучшении. Выявилась необходимость конкретизировать содержание Концепции, внести уточнения и дополнения в разработанные на ее основе мероприятия.

Одной из помех в практической работе по модернизации высшего образования стали проявления формализма, попытки администрирования, нередкая поспешность в принятии крупных решений, требующих предварительного изучения и обсуждения. Это относится, в частности, к таким масштабным социально-экономическим экспериментам, как введение единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств.

В силу незначительных сроков эксперимента по введению единого экзамена еще отсутствует возможность получения данных о его педагогических и социальных последствиях, так как в первую очередь необходимо дать оценку результатам обучения студентов, принятых в вузы по его итогам. Более того, вместо ожидавшегося инициаторами эксперимента сокращения репетиторства и тем самым снижения влияния имущественного положения семей на возможности выпускников школ в продолжение образования в вузах, практически повсеместно набирают силу новые формы платной подготовки к единому экзамену: натаскивание на тесты и репетиционные испытания. Кроме того, выявились существенные изъяны самой технологии проведения единого государственного экзамена, а также используемых на этом экзамене контрольно-измерительных материалов, что ставит под вопрос как объективность единого экзамена, так и его преимущества в отношении достоверности и сопоставимости перед выпускными экзаменами из общеобразовательных школ и вступительными экзаменами в вузы, проводимыми в традиционных формах. Невзирая на все эти обстоятельства, эксперимент уже фактически распространен на значительную часть страны: его участниками в 2003 году станут 48 субъектов Российской Федерации.

До сих пор нет ясности с содержанием и целями другого крупного эксперимента, подразумевающего введение государственных именных финансовых обязательств. Вся имеющаяся информация свидетельствует лишь о том, что этот эксперимент привнесет в гарантированное Конституцией России право на образование элементы искусственной имитации рыночных отношений.

Во многом формально решается задача поддержки ведущих высших учебных заведений. Фактически она подменена категорированием всех вузов Российской Федерации по материалам их рейтинга. В итоге вместо реальной поддержки лидеров высшего образования предлагается ввести в действие новую административно-бюрократическую процедуру с неопределенными последствиями.

В мероприятиях по модернизации образования не нашли отражение некоторые неотложные проблемы высшей школы, которые определяют саму возможность выполнения вузами их основополагающих задач. Мало меняется ситуация, сложившаяся с профессорско-преподавательским составом. Между тем, низкая оплата его труда и слабая социальная защищенность влекут за собой снижение уровня преподавания, старение кадров высшей школы, застой в научно-педагогических коллективах. Расчеты, проведенные Российским Союзом ректоров, показывают, что к моменту завершения работы по выполнению Концепции модернизации, российская высшая школа может остаться без профессоров и преподавателей надлежащей квалификации.

Не принимается мер для развития научной работы вузов, год от года сокращается финансирование фундаментальных и поисковых исследований, в них участвует лишь около 10% профессоров и преподавателей. Резко уменьшены средства, выделяемые на Федеральную целевую программу «Интеграция высшего образования и науки», фактически сорвано выполнение ее первого этапа. Состояние вузовской науки в целом создает реальную угрозу утраты интеллектуального потенциала российской высшей школы.

Не уделяется внимание социальным проблемам студенчества. Неудовлетворительное материальное положение значительной части студентов ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно сказывается на их здоровье. Проведенное при поддержке Российского Союза ректоров исследование контингента студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого со всей определенностью показало стойкую тенденцию к снижению от к курса к курсу обучения показателей их физического развития и здоровья. Между тем, невзирая на создавшееся положение, с 2003 г. согласно проекту федерального бюджета будет прекращено финансирование лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждений вузов.

В силу социального неблагополучия многих вузовских коллективов, крайне слабой организации в них воспитательной работы в студенческую среду все шире проникают наркотики, растет число преступлений, совершаемых студентами из корыстных побуждений, получает распространение асоциальное поведение.

Федеральными и местными органами исполнительной власти не обеспечивается применение п.3 ст.40 и п.3 ст.47 Федерального закона «Об образовании», согласно которым образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм подлежат освобождению от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, а также предпринимательской деятельности в случае, если получаемый от нее доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Введение в действие с 1 января 2001 г. главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и с 1 января 2002 г. — главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации сузили ранее предоставлявшиеся образовательным учреждениям льготы по налогу на добавленную стоимость, а также полностью лишили их льгот по налогу на прибыль. Это осложнило и без того трудное финансовое положение вузов и других образовательных учреждений.

В свете изложенного VII съезд Российского Союза ректоров вузов считает возможным и необходимым переосмыслить сложившуюся практику реализации Концепции модернизации отечественного образования до 2010 года, учесть выявившиеся трудности и выработать новую, более обоснованную и конкретную стратегию этой работы с тем, чтобы она обеспечивала достижение ожидаемых результатов, предотвращала нежелательные последствия проводимых экспериментов, гарантировала решение всего комплекса проблем, определяющего будущее высшей школы и ее вклад в социально-экономическое развитие страны.

Опираясь на Концепцию модернизации как документ принципиального характера, Российский Союз ректоров вузов считает также необходимым на ее базе разработать и реализовать программы развития ключевых областей образования: университетского, инженерно-технического и педагогического. Предложения к этим программам по инициативе Союза подготовлены для внесения на рассмотрение в Минобразование России и Правительство Российской Федерации.

VII съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений постановляет:

1. Одобрить работу Правления и Совета Российского Союза ректоров высших учебных заведений в период между VI и VII съездами Союза.

2. Отметить основополагающее значение Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года для развития высшей школы, расширения ее доступности, улучшения качества подготовки специалистов, повышения экономической и социальной эффективности деятельности вузов.

Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации на основе анализа и обобщения хода выполнения мероприятии по реализации Концепции модернизации, разработать стратегию этой работы в области высшего образования, предусмотрев:

  • осуществление дополнительных мер по улучшению управления ходом выполнения Концепции модернизации с тем, чтобы устранить проявления формализма в этой работе, поднять обоснованность принимаемых решений;
  • реализацию взвешенного, научно обоснованного подхода к проведению крупных социально-педагогических экспериментов, вытекающих из Концепции модернизации, особенно по введению единого государственного экзамена и государственных именных обязательств. Исключить неоправданное расширение масштабов этих экспериментов до получения объективных и воспроизводимых результатов, подтверждающих их целесообразность. Привлекать к анализу хода выполнения мероприятий модернизации высшей школы видных ученых и деятелей высшего образования, обеспечивать исследование долгосрочных последствий намечаемых новшеств;
  • уточнение и дополнение мероприятий по реализации Концепции модернизации, имея в виду концентрацию усилий и ресурсов на решении наиболее острых проблем развития высшей школы: улучшении оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов и его пополнение одаренной молодежью; развитии фундаментальных и поисковых исследований; улучшении воспитательной работы в студенческих коллективах, а также социального и медицинского обслуживания студентов;
  • обратить особое внимание на разработку и осуществление мер, направленных на улучшение обстановки в студенческой среде, пресечение и профилактику распространения наркомании и проникновения в нее криминальных элементов, асоциальных настроений и поступков.

Совместно с Российским Союзом ректоров вузов, правоохранительными органами, заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить предложения по решению проблем воспитания студентов, социального и нравственного оздоровления студенческих коллективов для рассмотрения на заседании Государственного Совета, посвященном молодежной политике.

3. В основном одобрить:

3.1. разработанные по инициативе Российского Союза ректоров предложения к программам развития ключевых областей высшего образования:

  • ФЦП «Университеты России в XXI веке»;
  • «Совершенствование структуры и содержания инженерного образования»;
  • «Педагогическое образование России: современное состояние, проблемы, направления развития»;

3.2. разработанные по инициативе Минобразования России проекты документов о введении категории «Ведущий вуз Российской Федерации».

3.3. просить участников съезда дать свои предложения и замечания к этим программам и проектам документов до 1 января 2003 г.

Минобразования России совместно с Российским Союзом ректоров после доработки указанных документов в установленном порядке согласовать их с заинтересованными министерствами и ведомствами и внести на утверждение Правительству Российской Федерации.

4. Поручить Правлению и Совету Российского Союза ректоров в установленном порядке внести проект Указа Президента Российской Федерации «О введении квалификационных рангов для профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов» и предложения по улучшению оплаты их труда.

5. Просить Правительство Российской Федерации подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ:

5.1. Изменения в Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2003 год», предусматривающие увеличения с 1 января 2003 года:

  • денежных средств, направляемых на финансирование по статьям «Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы»; «Развитие приборной базы научных организаций и высших учебных заведений». Возобновить финансирование по статье «Создание компьютерных сетей связи и баз данных фундаментальной науки и образования»;
  • финансирования расходов, связанных с развитием материально-технической базы государственных высших учебных заведений, проведения капитального ремонта, а также строительства новых учебных корпусов, студенческих общежитии и жилого фонда профессорско-преподавательского состава;
  • размеров доплат профессорско-преподавательскому составу государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за наличие ученого звания доцента — до 7,0 тыс. руб. в месяц, профессора — до 10,0 тыс. руб. в месяц.
  • квот на энергоносители в 1,5 раза, учитывая региональную специфику северных вузов, на содержание санаториев-профилакториев учреждений высшего профессионального образования, министерств и ведомств Российской Федерации;
  • объемов затрат на науку в вузах страны в размере не менее 20 процентов от общего объема финансирования науки гражданского назначения в федеральном бюджете.

5.2. Изменения и дополнения в часть вторую Налогового Кодекса РФ, имея ввиду:

  • не облагать налогом на прибыль доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы высшего учебного заведения (глава 25 части второй Налогового Кодекса РФ);
  • не относить к операциям, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость оказываемые высшим учебным заведением консультационные услуги, а также услуги по сдаче имущества в аренду (п.п.14 п.2 ст. 149 части второй Налогового Кодекса РФ);
  • не облагать налогом на добавленную стоимость реализацию высшим учебным заведением товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных им по иным основаниям при условии направления доходов от этой реализации на непосредственные нужды обеспечения, развития, совершенствования образовательного процесса в данном учебном заведении (абз.2 п.п.14 ст. 149 части второй Налогового Кодекса РФ);
  • освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость патентно-лицензионной операции высшего учебного заведения (п.п.1 ч.4 ст. 148 части второй Налогового Кодекса РФ);
  • включение в перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на получение профессиональных налоговых вычетов профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения; установление минимальной месячной суммы расходов профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения, подлежащих учету в качестве такого вычета;
  • разрешение образовательным учреждениям использовать самостоятельно средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и хранить их по усмотрению образовательного учреждения на счетах казначейства, банков и иных кредитных организаций. Предлагаемый порядок сохранить до момента достижения доли расходов федерального бюджета на финансирование высшего образования до уровня, предусмотренного Законом Российской Федерации «Об образовании».

В случае непринятия этих законодательных актов поручить Министерству финансов Российской Федерации изыскать возможность возмещения вузам и другим образовательным учреждениям потерь их доходов в результате отмены ранее предоставлявшихся им налоговых льгот, установленных Законом РФ «Об образовании», в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ.

6. Просить Федеральное Собрание Российской Федерации — Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2003 год:

  • утвердить программу поэтапного повышения заработной платы работникам образования, обеспечивающую к 2004 году достижение уровня, равного уровню средней заработной платы в промышленности;
  • ввести надбавки за продолжительность непрерывной работы в высшем учебном заведении, надбавки молодым специалистам, работающим в вузе.

7. Минобразования России ввести в действие новый порядок целевого приема и подготовки на договорной основе с органами государственной власти и местного самоуправления с 2003/04 учебного года, а также целевые возвратные субсидии в системе высшего образования, начиная с 2003 года.

8. МПТР России (М.Ю.Лесину) и ВГТРК (М.Е.Швыдкому) рассмотреть предложения Минобразования России и Российского Союза ректоров о создании специальных культурно-просветительских, образовательных и научно-популярных программ на государственных телеканалах.

9. Советам ректоров вузов федеральных округов, а также советам ректоров вузов регионов Российской Федерации обратиться к депутатам органов законодательной власти субъектов РФ с предложением об установлении в соответствующих законах субъектов РФ льгот для высших учебных заведений по уплате транспортного Налога.

10. Ректорам высших учебных заведений довести решения VII съезда Российского Союза ректоров до научно-педагогических и студенческих коллективов, организовать разработку вытекающих из них практических мер.

11. Правлению Российского Союза ректоров, опираясь на Концепцию модернизации как документ принципиального характера, организовать разработку и реализацию:

  • более обоснованных предложений по стратегии модернизации высшего образования, по всему комплексу проблем, определяющих будущее высшей школы, ее вклад в социально-экономическое развитие страны;
  • программ развития ключевых областей образования: университетского, инженерно-технического и педагогического;
  • доведения решений VII съезда Российского Союза ректоров до сведения руководителей исполнительной и законодательной власти, руководителей политических и общественных партий, движений и объединений, научно-педагогической общественности, других заинтересованных лиц и организаций.

* * *

VII съезд Российского Союза ректоров вузов отмечает, что характерные для XXI века тенденции развития человечества — становление экономики знаний, возникновение информационного общества — объективно поднимают роль и ответственность высшей школы во всех сферах жизни. В этих условиях модернизация системы образования Российской Федерации должна в большей мере, чем сегодня, затрагивать высшие учебные заведения. Государство и общество призваны реалистично оценивать возможности высшей школы в качестве движущей силы социально-экономического и научно-технологического прогресса, принимать все меры для укрепления высших учебных заведений и более полного использования их потенциала.

© АНО ИНО-ЦЕНТР

E-mail:
Тел.: (495) 621-2065, 621-8257
Факс: (495) 628-7943

Адрес: Москва, Большой Козловский переулок, 13/17

Дизайн и разработка ©«Web-Мастерская»

english version