![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]() Москва 5–6 декабря 2002 г. МГУ им. М.В. Ломоносова ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ Подготовлено рабочей группой Головного Совета программы «Университеты России» с участием представителей экспертных советов научных направлений программы под общим научным руководством ректора ИГУ им. М.В. Ломоносова, академика РАН В.А. Садовничего Предложение Российского Союза ректоров о необходимости разработки федеральной целевой программы «Университеты России в XXI веке», мотивируется тем, что она рассматривается как новый этап развития фундаментальной науки в высшей школе независимо от ведомственной принадлежности вузов и приходит на смену хорошо зарекомендовавшей себя научной программе Министерства образования Российской Федерации «Университеты России», которая успешно работает с 1992 г. По инициативе Президента России В. В. Путина Правительство Российской Федерации в 2001 г. одобрило Концепцию модернизации российского образования до 2010 г. В июне 2002 г. Председатель правительства РФ М. М. Касьянов по итогам встречи с ректорами ведущих российских вузов подписал протокол, в котором Минобразования России совместно с Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Минфином России и с участием Российского союза ректоров поручено рассмотреть вопрос о целесообразности разработки федеральной целевой программы «Университеты России в XXI веке» на 2003–2008 гг. Новая Федеральная целевая Программа «Университеты России в XXI веке» призвана реально направить мощный потенциал высшей школы на решение как фундаментальных научных проблем, закладывающих основы высоких технологий ближайшего и отдаленного будущего, так и конкретных производственных задач, стоящих перед министерствами и ведомствами страны, отраслями народного хозяйства, фирмами, производствами, организациями, отдельными регионами. Прежде всего это касается конкретных вопросов, связанных со здоровьем человека, экологией, энергетикой, в том числе атомной, добычей и переработкой полезных ископаемых, созданием и применением новых функциональных материалов, обеспечением обороноспособности государства, экономическими и социальными проблемами современного общества и др. Такой подход выгоден всем участникам Программы. Министерство, ведомство, производственное предприятие, фирма, организация, регион, участвуя в такой программе, получают возможность привлечения лучших научных сил высших учебных заведений страны вне зависимости от ведомственной принадлежности «заказчиков» и «исполнителей» для решения своих насущных научных и научно-технологических задач. Кроме того, высококвалифицированные кадры для них будут целевым образом готовиться непосредственно в ходе выполнения научных исследований, направленных на решение этих задач. Участие в выполнении этих работ студентов и аспирантов наиболее естественным и органичным образом способствует их настоящей профессиональной ориентации и подготовке, позволяет будущему специалисту еще на студенческой скамье войти в курс реальных производственных проблем, активно участвовать в их решении, осознанно и конкретно выбрать профиль своей будущей производственной деятельности или даже конкретное место работы. Вузы-исполнители получают не только материальную поддержку своих ведущих научных школ и коллективов, но и реальную возможность определить вектор своего современного развития в условиях конкретной востребованности своей научной и учебной продукции — научно-технологических разработок и подготовленных на этой базе специалистов. Государство в лице министерств и ведомств — государственных заказчиков по Программе решает задачу повышения эффективности использования денежных средств, направляемых на развитие науки, технологий и целевой подготовки высококвалифицированных научных, технических и других кадров. Следует особо подчеркнуть, что вся эта работа может базироваться только на обязательном дальнейшем развитии поисковых, фундаментальных исследований вузовских научных коллективов в рамках соответствующего раздела Программы, закладывающих основу для будущих высоких технологий. Получат свое развитие межуниверситетские учебно-научные проекты и связи, информационно-методическая поддержка исследований, мероприятий и коллективов — участников Программы. Создание Программы «Университеты России в XXI веке» в названными выше задачами и приоритетами позволит максимально эффективно поддержать, развить и использовать научный потенциал высшей школы страны для создания современных высоких технологий не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, обеспечить достижение главных целей Программы:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Университеты России в XXI веке» I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цели Программы:
Задачами Программы являются:
II. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Достижение основных целей Программы будет обеспечено реализацией различных форм конкурсов в рамках следующих основных направлений Программы: 1. Развитие фундаментальных научных исследований в университетах страны. Развитие современных высоких технологий в любой стране зависит от общего уровня развития ее науки, наличия квалифицированных кадров, финансовых возможностей государства и системы приоритетов ее Правительства, в которой наука и образование занимают достойное место. Естественной и единственной базой для получения оптимальных научных решений при создании современных технологий являются фундаментальные, поисковые научные исследования. Фундаментальные научные исследования определяют общий уровень развития науки, закладывают базу для разработки новейших технологий, составляют обязательную гносеологическую, методологическую, информационную основу для подготовки высококвалифицированных специалистов для всех отраслей науки, техники, культуры, производства. Только неразрывность научного поиска и учебного процесса, составляющая основу деятельности университетских коллективов, может обеспечить выполнение задач, стоящих перед Программой. В рамках этого направления будет осуществлена конкурсная поддержка инициативных научных проектов научных коллективов государственных высших учебных заведений России. Целям обеспечения преемственности в развитии научных школ вузов страны и закрепления в университетах молодых талантливых научно-педагогических кадров будет отвечать система конкурсов индивидуальных проектов поддержки молодых ученых — участников инициативных проектов, финансируемых в рамках Программы. 2. Развитие межуниверситетских учебно-научных проектов и связей. Программа будет поощрять и развивать интеграционные процессы в вузовской науке и подготовке кадров. Стимулировать обмен научными и учебно-методическими достижениями. Научные результаты, технологический и методологический опыт ведущих университетов России должен стать достоянием всей высшей школы страны. В рамках Программы будут осуществлена конкурсная поддержка целевых комплексных научных межвузовских проектов по приоритетным направлениям науки и техники, проектов проведения обменных учебных практик между государственными высшими учебными заведениями России, поддержки научных стажировок аспирантов, молодых ученых и специалистов российских вузов, а также выделение целевых научных стипендий для молодых кандидатов наук в ведущих университетах страны. Новейшие научные результаты, полученные в ходе выполнения исследований в рамках Программы, найдут свое отражение в новых монографиях, сборниках научных трудов по тематике направлений Программы, учебниках и учебных пособиях для высшей школы, станут основой новых общих и специальных учебных курсов и практикумов. Высокий уровень проводимых научно-исследовательских работ и подготовки кадров должен быть обеспечен поддержкой проектов развития приборной базы фундаментальных исследований вузов, а также проектов проведения экспедиционных и полевых исследований, проводимых вузовскими коллективами с учебными и научными целями. Активное участие преподавателей, аспирантов и студентов российских вузов в выполнении фундаментальных и прикладных исследований, в работе научных конференций и других мероприятий Программы обеспечит повышение общего уровня профессорско-преподавательских кадров, улучшение качества подготовки специалистов, повышение престижа педагогической и научной деятельности в высшей школе, уменьшение оттока ученых в зарубежные исследовательские центры и закрепление молодых талантливых научно-педагогических кадров в российских вузах. Этому будет способствовать конкурсная поддержка индивидуальных проектов поддержки участия ученых российских вузов в работе научных конференций, симпозиумов и др., проводимых на территории России, а также проектов на проведение ежегодных научных конференций, школ, семинаров по тематике направлений Программы с участием ученых вузов и представителей различных ведомств. 3. Использование научного и учебного потенциала высшей школы страны для решения научно-технологических задач министерств, ведомств, отраслей хозяйства, организаций и регионов страны. Программа «Университеты России в XXI веке» призвана реально направить мощный потенциал высшей школы на решение как фундаментальных научных проблем, закладывающих основы высоких технологий ближайшего и отдаленного будущего, так и конкретных производственных задач, стоящих перед министерствами и ведомствами страны, отраслями народного хозяйства, фирмами, производствами, организациями, отдельными регионами. На решение этих вопросов направлены целевые конкурсы научно-технологических проектов по тематике заинтересованных министерств и ведомств — государственных заказчиков с бюджетным финансированием в рамках Программы. Конкретные актуальные и перспективные научно-технические и кадровые проблемы производств, организаций, фирм будут решаться через целевые конкурсы научных и научно-технических проектов с привлечением целевого внебюджетного финансирования непосредственных заинтересованных производственных заказчиков. Будут осуществлено привлечение лучших научных сил высшей школы к решению научно-технических проблем регионов как через целевые конкурсы научно-технических проектов, выполняемых в интересах регионов страны с долевым региональным финансированием, так и через участие регионов в поддержке своих высших учебных заведений в рамках других направлений Программы. Следует еще и еще раз подчеркнуть, что непременное и обязательное участие студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов в выполнении работ по всем направлениям программы, и по данному направлению в особенности, будет способствовать повышению качества их подготовки, ранней целенаправленной профессиональной ориентации. Они смогут раньше и полнее проявить себя, найти приложение своим возможностям и способностям, эффективнее решить проблемы профессионального выбора и последующего трудоустройства. Организации и предприятия, фирмы и региональные структуры — потенциальные потребители вузовской научной, научно-технологической и кадровой продукции получают возможность не только использования мощного научно-технологического потенциала российских университетов для решения своих конкретных научно-производственных проблем, но и решить задачи целевой подготовки высококвалифицированных кадров молодых специалистов, уже знакомых с их производственными проблемами и принявших определенное участие в их решении. 4. Разработка и поэтапная реализация концепции единого информационного пространства вузов-участников Программы. Информационная поддержка всех направлений деятельности и мероприятий Программы будет осуществляться на основе использования современных информационных технологий, анализа, обобщения и открытой публикации результатов исследований, подготовки систематизированной информации по целевьм запросам, поэтапного формирования многоцелевого информационного ресурса Программы, включая справочно-библиографическое и патентное обеспечение, Интернет-конференции, электронные базы данных со специализированными поисковыми информационными системами регулируемого доступа, электронные средства информации участников Программы о текущих и планируемых мероприятиях, новых конкурсах, направлениях и разделах Программы, порядке проведения конкурсов и правилах оформления и подачи конкурсных заявок и др. III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа ориентирована на совершенствование механизмов финансирования научных исследований, привлечение различных источников финансирования для функционирования Программы (как денежных средств, направляемых их государственного бюджета, так и средств отдельных министерств, ведомств, организаций, средств региональных бюджетов, а также внебюджетных денежных средств для целевого финансирования отдельных направлений, подпрограмм, проектов, мероприятий). Основным источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета Российской Федерации, выделяемые целевым назначением на Программу. IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы по всем ее разделам и направлениям осуществляется на конкурсной основе. Участниками Программы по направлениям (разделам) с бюджетным финансированием могут быть все государственные научные и учебные учреждения высшей школы страны независимо от их ведомственной принадлежности. С организациями-победителями конкурсов по направлениям Программы заключаются государственные контракты на выполнение работ. Конкурсный отбор проектов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», а также с «Типовым положением о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов», утвержденным приказом Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.1997 г. № 94/130/74н, с уточнением отдельных норм этого Типового положения применительно к специфике и конкретным особенностям Программы и ее направлений. Порядок и условия проведения экспертизы заявок, поступивших для участия в конкурсах по направлениям Программы, определяются соответствующими условиями и задачами этих направлений. V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Руководство реализацией Программы осуществляет государственный заказчик — Министерство образования Российской Федерации. Текущее управление реализации Программы осуществляется Дирекцией, создаваемой в установленном порядке государственным заказчиком в форме государственного учреждения. VI. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Объединение и координация фундаментальных и технологических исследований в рамках федеральной целевой программы «Университеты России в XXI веке» даст возможность:
|
![]() |
![]() |
© АНО ИНО-ЦЕНТР
![]() |
E-mail: Тел.: (095) 921-2065, 921-8257 Факс: (095) 928-7943 ![]() |
Адрес: Москва, Большой Козловский переулок, 13/17;
![]() |
Дизайн и разработка ©«Web-Мастерская»
![]() |